Сладж (англ. Sludge) — стиль тяжёлой музыки, находящийся на стыке дума и хардкора. Для стиля характерно «мутное», тяжёлое и очень медленное звучание (хотя некоторые подстили отличаются более быстрым и иногда более чистым звуком), и «кричащим» хардкоровым вокалом (хотя и тут имеется много исключений — используется также гроул и скрим). Основателями стиля считаются американские группы EyeHateGod и Crowbar, иногда к ним также причисляют Buzzov-en.
Сладж имеет ряд подстилей, что в большой мере мешает точному определению стиля той или иной группы. Обычно разделяют Sludge/Stoner — смесь сладжа и стоунер-рока, отличающегося более мягким звуком, более лёгкой мелодикой и частым использование текстов, темой которых являются наркотики (примеры команд: Sleep, Sofa King Killer,). Sludge Doom — обычный сладж, но с большим думовым влиянием (примеры команд: YOB, Acid Bath). Sludge/Post-Metal - сладж с вливанием пост-рока и опять же дума (примеры команд: Isis, Neurosis, Cult of Luna). (Crust/Sludge — сладж, близкий больше к хардкору, нежели к думу — смесь краста и традиционного сладжа (примеры команд: Cavity, Dystopia, Buzzov-en). Существует также множество менее известных ответвлений, таких как Sludge/Grindcore, Sludge/Metalcore и тому подобные.
Стоунер-рок (stoner rock), пустынный рок (desert rock) и стоунер-метал (stoner metal) это взаимозаменяемые понятия, которые подразумевают определенные поджанры рок- и метал-музыки. Стоунер-рок, как правило, это медленная или среднетемповая музыка c низконастроенными гитарами и басом. Включает в себя элементы психоделического рока, блюз-рока и дум-метала с повторяющимися гитарными риффами. Также основными характеристиками жанра являются мелодичный вокал и стилизация записей в духе ретро-рока 1970-х. Стоунер-рок возник в ранних 1990-х на основе творчества калифорнийской группы Kyuss.
Пост-метал — музыкальный жанр, представляющий собой смесь таких жанров как пост-рок и метал, корнями уходящими в прогрессивный рок и индастриал. Жанр в основном характеризуется искажённым гитарным звуком, привычным для метала, мрачной атмосферой, постепенной эволюцией структуры песен и минимальной выразительностью вокала.
Поскольку пост-метал — направление довольно новое и охватывает творчество небольшого количества исполнителей, потребность в применении термина «пост-метал» для классификации музыки подвергается сомнению со стороны критиков. И вдобавок жанр имеет много общего с такими течениями, как прогрессивный метал, сладж-метал и стоунер метал. Другие, однако, доказывают, что элементы этих направлений представлены особым образом, который отличает пост-метал от других и требует применения отдельного термина.
Арткор — эклектичный стиль современной рок-музыки, базирующийся на хардкоре и развивающий его вширь с помощью «инородных» элементов, взятых из других жанров и стилей музыки.
Согласно современной иерархии, Artcore является поджанром Post-Metal. В отличие от чистого Post-Metal, который представляет собой утяжелённый Post-Rock, Artcore является прямой смесью Sludge и Post-Rock. В чистом Post-Metal, как правило, используется чистый вокал, либо вокала нет совсем, а также отсутствует составляющая Hardcore (например, Ninth Moon Black, Exilym, A Swarm of the Sun и др.). В Artcore основной вокал - скриминг и\или гроулинг, а если вокал отсутствует, то обязательно присутствуют составляющие Hardcore. Таким образом, термин Artcore не является синонимом Post-Metal, а является его поджанром.
Наиболее известные исполнители:
Isis
Cult of Luna
Kylesa
Rosetta
Amenra
Baroness
Callisto
Neurosis
Kyuss
Fu Manchu